Заполните интерактивную форму и мы свяжемся с вами для подбора образовательной программы.
Оставьте свои контакты и мы скоро с вами свяжемся!
Кто вы сейчас?
В каком формате хотите прокачаться?
Вы сейчас где-то учитесь?
Как вас зовут?
Оставьте свой телефон для связи
Оставьте свою почту для связи
Интервью с экспертом
Первый эксперт в данной рубрике на нашем портале – доцент, кандидат технических наук
Домнина Светлана Викторовна
Candidate of Sciences (PhD)

В середине сентября в ООН призвали страны-участницы Генеральной Ассамблеи брать пример в сфере транспорта с Советского Союза. В преддверии Всемирного дня без автомобиля (на момент сентября) в ООН говорили про сокращение числа машин за счет развития инфраструктуры общественного транспорта, а в пример брать в этом вопросе посоветовали практики Советского Союза. На данную тему мы сегодня поговорим с нашим гостем – Домниной Светланой Викторовной.

— Недавно в ООН говорили про поворот в сторону развития общественного транспорта и сокращения числа автомашин для личных целей повсеместно. В пример поставили СССР, то что раньше там была хорошая инфраструктура для общественного транспорта. Даже глава отдела транспортного передвижения Программы ООН по окружающей среде UNEP Роб де Йонг сказал, что был прямым свидетелем того, как это хорошо работало при Советском союзе и призвал стремиться всем странам к примерам прошлого. Так вот, как Вы считаете, прав ли Роб де Йонг?

— В централизованной системе есть, безусловно, положительные моменты, но транспортную систему СССР не могу назвать безупречной. Как пользователь общественного транспорта могу сказать, что транспорт того времени не отвечал в полной мере потребностям населения. Я помню те же переполненные автобусы и троллейбусы в часы «пик», современная действительность не дает забыть этого.

Действительно, в СССР уделяли большое внимание развитию общественного транспорта, а собственные автомобили имелись у немногих жителей государства. У людей не было средств на их приобретение, а также существовал дефицит автомобилей.

Правда ли, что в СССР была настолько хорошо развита инфраструктура общественного транспорта, что многие страны должны стремиться перенять тот опыт?

— Перевозки населения контролировались государственными институтами: существовали крупные автобусные, трамвайные, троллейбусные предприятия, которые имели свою ремонтную базу. Особое внимание уделялось подготовке водителей.

Сравнивать прежнюю инфраструктуру и современную не совсем правильно, за эти годы всё продвинулись вперед. В середине 90-х годов я приехала в командировку в Женеву и там на остановках были табло с указанием времени прибытия транспорта. Мне казалось, что у нас этого не будет никогда, но, тем не менее, мы переняли этот опыт и такое стало возможным и у нас. Поэтому, я думаю, что какие-то отдельные элементы инфраструктуры у СССР и у других стран представляют интерес, но новые возможности (технические , технологические) ставят новые задачи, для которых не совсем подойдут предыдущие решения.

— Расскажите про какие-то лучшие практики, которые Вам известны и, может быть, с которыми Вы были непосредственно связаны?

— Я занималась грузовыми перевозками, прежде всего, международными. Однако, в Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта (ОАО «НИИАТ»), в котором я проработала 10 лет, был большой отдел пассажирских перевозок, там мы с коллегами разрабатывали методики планирования работы городских и междугородних автобусов, составляли расписания, определяли количество и расположение остановочных пунктов, производили расчет тарифов и так далее.

Сохранились ли они сейчас в России или на просторах СНГ?

— Да, те методики, которые мы прорабатывали, безусловно, актуальны и сегодня.

Как сейчас в России улучшают положение общественного транспорта в противовес личному?

— Думаю, что большинству известны основные: для ограничения личного транспорта создаются платные парковки, а для улучшения позиций общественного – выделенные полосы.

Возможен, ли такой исход, что условно лет через 10-20 или 30 использование общественного транспорта будет в несколько раз больше, чем использование личного? И какие шаги сейчас в России для этого предпринимаются?

Сложно сказать, но из шагов, которые сейчас предпринимаются, это в первую очередь – создание новых пересадочных узлов, выход на рельсы скоростных трамваев (LRT - англ. Light Rail Transport, перевод Легкорельсовый транспорт), замена автобусов на электробусы, единые билеты на все виды общественного транспорта и многое другое.

Хотелось бы поговорить с Вами также про логистику в бизнес областях. Вы доцент Национального Исследовательского Университета "Высшая Школа Экономики", преподаете в Школе Логистики факультета Бизнеса и Менеджмента. На своих курсах о ВЭД и таможне Вы иногда рассказываете студентам про нынешнюю ситуацию в этих сферах через призму того, что было при СССР. Вы были, так скажем, одним из самых близких наблюдателей того, как различные логистические институты работали, такие как транспортные, транспортно-экспедиционные и так далее.

Вы, как эксперт в этой области, расскажите про какие-нибудь самые интересные факты и кейсы, которые неизвестны простому обывателю.


— В области международных перевозок, где мне довелось работать, важным всегда является свобода транзита. Для перевозок из Европы в Россию одной из транзитных стран является Польша. Проблемы с транзитом через Польшу возникали и раньше, например, в 80-е годы прошлого столетия. Тогда, в качестве альтернативного варианта рассматривались перевозки с использованием парома через страны Балтии: определялись затраты, делались расчёты. В конечном итоге, было открыто паромное сообщение из портов Балтии в Европу, в частности, в Германию. С течением времени этот вопрос урегулировали и транзитные перевозки продолжили осуществлять по-прежнему через Польшу. Но, несколько лет назад в связи с ограничением польских разрешений проблема вернулась, и опять начали искать альтернативу польскому транзиту.

Можно ли в целом считать, что в нашем современном мире, не только советские наработки в сфере пассажирских перевозок, но и в остальных сферах оказания логистических услуг могли бы быть полезны?

— Да, думаю, что есть. Существуют различные направления исследований в этой области, технологические и организационные решения, которые могли бы быть использованы с учетом современных требований. Например, вернулись к методу транспортно-экономического баланса.
Транспортно-экономический баланс является формой планирования и прогнозирования транспортно-экономических связей, выражающий соотношение между размерами производства, потреблением товаров и потребностью транспортной работы для ввоза и вывоза.
Полезно вспомнить положительный опыт СССР, когда разрабатывались транспортно-экономические балансы (ТЭБ) района, области, республики. Именно ТЭБ позволял учитывать грузопотоки существующие и перспективные и на основании этих данных определять потребное количество транспортных средств и объектов инфраструктуры. Балансовый подход использовался для планирования транспортно-экономических связей не только в СССР, но и в рамках Совета Экономической взаимопомощи. Последний ТЭБ был разработан в России в 1995 Зарубежная практика, несмотря на рыночные отношения, подтверждает целесообразность использования данного метода для прогнозирования работы транспорта. Опыт США, стран Европы показывает на практике эффективность балансового метода.

— Благодарю Вас за искренние ответы. Также хочу отметить, что студенты НИУ ВШЭ имеют возможность получать информацию из первых уст, и, возможно, кто-то из потенциальных абитуриентов заинтересуется информацией из интервью и решит поступить к Вам в бакалавриат или магистратуру, чтобы узнать ещё больше.

— Надеемся, что многих людей привлекла данная тема, разговор и они захотят поступить к нам в следующем году, чтобы поближе познакомиться с этой и любой другой интересующей их тематикой.

Интервью подготовил – Owner & CEO "Популярной Логистики"
Балакшин Илья Сергеевич
"Popular Logistics" Owner & CEO

Пора прокачаться в логистике?
Заполните короткую интерактивную форму
по кнопке ниже и мы поможем подобрать программу

Другие материалы

Читайте также выбранные материалы нашего сообщества. #highlights