Заполните интерактивную форму и мы свяжемся с вами для подбора образовательной программы.
Оставьте свои контакты и мы скоро с вами свяжемся!
Кто вы сейчас?
В каком формате хотите прокачаться?
Вы сейчас где-то учитесь?
Как вас зовут?
Оставьте свой телефон для связи
Оставьте свою почту для связи
Место морского транспорта в логистическом комплексе и цепях поставок: часть 1
Преимущества и недостатки, cтатистика использования морского транспорта, особенности морских перевозок и социально-экономические показатели
Статья
Место морского транспорта в логистическом комплексе и цепях поставок:
часть 1
На сегодняшний момент невозможно представить современную жизнь без использования различных видов транспорта, ведь именно благодаря им возможны такие процессы, как перемещение людей, грузов, строительство различных инфраструктурных объектов, охрана граждан государства и, что немаловажно, осуществление экономической деятельности, от которой зависит благосостояние и процветание страны.

Одним из ведущих видов транспорта является морской транспорт, который практически незаменим при реализации транспортировок на дальние расстояния с большими объемами грузов. Именно в силу его появления и развития стало возможным торговое сотрудничество между государствами, находящихся далеко друг от друга в силу географических особенностей, что, в целом, также обусловило становление такого процесса, как глобализация.

Целью этого исследования является предоставление актуальной, новой информации о текущем состоянии морского транспорта во всемирном масштабе.
Преимущества и недостатки морского транспорта
Для начала рассмотрим отличительные особенности морского транспорта, которые будут выражены в его преимуществах и недостатках по сравнению с другими видами транспортных средств:
Таблица 1. – Характеристики морского транспорта [Сергеев, 2008]
Безусловно, не следует забывать об одном из ключевых достоинств данного вида транспорта – экономия за счет масштаба перевозки, что означает снижение себестоимости единицы продукции в случае наибольшего количества перевозимого груза. Например, партия из 1000 единиц товара, перевозимая на одном судне за раз, будет иметь меньшую добавочную стоимость от транспортировки, нежели партия из 100 единиц товара, поскольку стоимость перевозки равномерно распределяется на единицу продукции [Герами, Колик, 2017].

Сюда же можно отнести такой положительный фактор, как экономия за счет дальности маршрута, что также означает снижение транспортных расходов на единицу расстояния в случае наибольшей дальности выбранного маршрута. Примером может служить транспортировка партии товара на 1000 км, которая обойдется дешевле, нежели транспортировка двух партий товара такового же веса на расстояние в 500 км [Герами, Колик, 2017].

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что при транспортировке продукции необходимо придерживаться нескольких основополагающих принципов: максимальная загрузка транспортного средства, максимизация дальности маршрута и соблюдение требований заказчика перевозки. Благодаря выполнению этих условий, повышается эффективность использования транспорта, в том числе и морского.
Статистика использования морского транспорта
1. Российская статистика
Для начала рассмотрим такой показатель, как грузооборот по всем видам транспорта в РФ, который показывает количество перевезенного груза на единицу заданного расстояния за определенный период времени (т-км).
Рисунок 1 – Грузооборот по видам транспорта в РФ за 2015-2017 гг., млрд т-км [gks.ru]
Исходя из статистических показателей по всем видам транспорта, рассмотренных в период с 2015 по 2017 гг., можно заключить, что грузооборот морского транспорта находится на 5 месте из 6 основных видов транспорта. В первую очередь это связано с тем, что внутри страны идет ориентация на железнодорожный транспорта в силу его развитости и востребованности в масштабах большой площади государственной территории, а также его монополизации со стороны государства. Более того, РФ является одним из лидеров по экспорту нефти, газа и нефтепродуктов (2 место в мире) [EnergyInformationAdministration, 2017], что обуславливает наибольший грузооборот по данному направлению транспортировки продукции.

Далее рассмотрим пассажирооборот, который показывает количество перевезенных пассажиров на единицу заданного расстояния за определенный период времени (пасс-км).
Рисунок 2 – Пассажирооборот по видам транспорта РФ за 2015-2017 гг., млрд пасс-км [gks.ru]
С учетом вышепредставленных данных можно сделать вывод, что морской транспорт является самым не востребованным при осуществлении пассажироперевозок из-за его долгого следования из пункта отправки до пункта назначения и географических особенностей. Именно по этим причинам внутри страны общественный и железнодорожный транспорт имеет больший спрос, внутри и вне страны – воздушный.

2. Мировая статистика

Что же касаемо мировых показателей, то для начала рассмотрим, какой же из континентов лидирует при осуществлении транспортировок морским видом транспорта (в доле от мирового объема перевозки грузов).
Рисунок 3 – Доля осуществления морских перевозок континентами в мировом масштабе за 2016 г., % [Обзор морского транспорта, ЮНКТАД, 2017]
Из гистограммы видно, что абсолютным лидером при осуществлении морских перевозок является Азия, что обусловлено развитостью транспортной системы и инфраструктуры, а также деятельностью экспортной направленности.

Вдобавок рассмотрим виды грузов, которые чаще всего в мировом масштабе перевозятся морским транспортом.
Рисунок 4– Мировой грузооборот по видам перевозимых грузов за 2015-2017 гг., млрд т-миль [Обзор морского транспорта, ЮНКТАД, 2017]
По гистограмме видно, что основными видами грузов, перевозимых морским транспортом в мировом масштабе, являются пять основных сухих грузов (руда, бокситы, угль, лесные грузы, сельскохозяйственная продукция) и нефть, так как именно данный вид транспорт предоставляет возможность транспортировать большие объемы продукций на дальние расстояния, предоставляя возможность осуществления торговых отношений государствам, географически расположенных далеко друг от друга.
Особенности морских перевозок в РФ
Прежде всего, стоит отметить, что в связи с необходимостью поддержки и развития морского транспорта внутри страны в 2003 году Правительством РФ было создано предприятие под названием ФГУП «Росморпорт». Именно ему принадлежит наибольшее количество инфраструктурных объектов морского транспорта нашей страны, которые находятся под его руководством, поэтому в данной работе будут рассмотрены статистические данные из отчета этого предприятия.

В отношении применения морского транспорта нашей страной рассмотрим использование различных видов судов при каботажном плавании (то есть внутри страны) и загранплавании, чтобы понять направление эксплуатации данного вида транспортного средства (виды судов и их полная грузоподъемность вынесены в приложение).
Рисунок 5 – Объемные показатели использования различных видов судов в РФ за 2017 г., млн рег. т [ОТЧЕТ ФГУП «РОСМОРПОРТ» ЗА 2017 ГОД]
Загранпланивание примерно в 2,5 раза превышает каботаж, что обуславливает необходимость развития портовой инфраструктуры и следования мировым тенденциям в целях достижения долгосрочного сотрудничества с другими государствами для транспортировки больших объемов продукции.

Также из данной статистики можно сделать вывод, что внутри страны наибольшим спросом пользуются накатные, наплавные суда, перевозящие сухие грузы и колесную технику, а наименьшим – пассажирские и рыбопромысловые суда. В то время как при перевозки грузов вне страны чаще всего используются наливные суда, что напрямую связано с экспортной направленностью транспортировки нефти и другой продукции. Наименьшую же долю занимают накатные, наливные суда и рыбопромысловые. Более того, стоить отметить, что контейнерные перевозки куда больше распространены при перевозке товаров заграницу, нежели при каботажном плавании (разница приблизительно в 16,5 раз).

Для более глубокого анализа сравним динамику изменения доходов от транспортировки грузов различными видами судов.
Рисунок 6– Динамика изменения доходов от транспортировки грузов различными видами судов за 2016-2017 гг., млн р. [ОТЧЕТ ФГУП «РОСМОРПОРТ» ЗА 2017 ГОД]
Наибольшее количество денежных средств за рассматриваемый временной период было получено от перевозки наливных и сухих грузов, причем именно эти типы судов чаще всего применяются при загранплавании, откуда можно сделать вывод, что развитие именно этих направлений транспортировки продукции является самым доходным для России на сегодняшний день.

В целом, доходы за 2017 год на несколько процентов превосходят доходы за 2016 год (особенно значительный прирост денежных средств наблюдается в использовании рыбопромысловых (+53%), сухогрузных (+12%) и наливных судов (+9%)), но лишь процент от осуществления пассажирских перевозок уменьшился на 9%, что говорит об невосстребованности использования морского вида транспорта в данном направлении.
Социально-экономические показатели в РФ по морскому транспорту
Для начала проведем анализ структуры доходов «Росморпорта» по видам портовых соборов [1], который покажет, какие из операций приносят наибольшее количество денежных средств и пользуются наибольшим спросом. Данная информация будет полезна при осуществлении тарифной политики в целях понижения или повышения тарифных ставок. По факту все виды портовых сборов являются обязательными для большинства типов судов и видов грузов и выплачиваются перевозчиками за заход и выход в/из порта, а также при пользовании какими-либо портовыми услугами (например, лоцманскими).

[1]«Портовый сбор – платеж, взимаемый с грузов и различных судов в портах, который исчисляется исходя из установленных тарифов» [Большой экономический словарь, А. Н. Азрилян, 1997]

Из нижепредставленной диаграммы можно сделать вывод, что навигационный и ледокольный сбор составляют наибольшую часть от всех имеющихся доходов по данной категории, в то время как экологический – наименьшую. Вдобавок стоит отметить, что 93% от портовых сборов приходят на суда в загранплавании, что также обуславливает развитие межгосударственного сотрудничества.
Рисунок 7 – Структура доходов ФГУП «Росморпорт» по видам портовых соборот за 2017 г., % [ОТЧЕТ ФГУП «РОСМОРПОРТ» ЗА 2017 ГОД]
В общем итоге доходы предприятия от портовых сборов составили 19 760 млн руб., при том, что чистая прибыль за 2017 год составила лишь 869,4 млн руб. (около 4,4 % от портовых сборов), а объем гос. финансирования из фед. бюджета на выполнение программы на 2017 год был получен в размере 14,5 млрд руб., что окупило только 6% от полученной суммы денежных средств.

Что касаемо численности работников предприятия, то она составляет 8 018 человек, среди которых наибольшее количество занимает плавсостав и административно-управленческий персонал. Средняя заработная плата равна 72 900 руб. и превосходит среднюю заработную плату по России (39 167 руб.) примерно в 2 раза.

В данной статье были рассмотрены основные характеристики морского транспорта с точки зрения его преимуществ и недостатков. Также был произведен анализ российской статистики (где было выяснено, что морской транспорт занимает 5 место из 6 основных видов транспорта по грузообороту и последнее место по пассажирообороту) и зарубежной статистики (по итогом которой был сделал вывод, что Азия и Европа занимают наибольшую долю при осуществлении мировых морских перевозок и что самыми перевозимыми грузами в мировом масштабе являются 5 основных сухих грузов и нефть).

Затем были рассмотрены особенности морских перевозок в Российской Федерации, где была выявлена необходимость развития портовой инфраструктуры в рамках последний мировых тенденций в связи с превосходством загранплавания над каботажным (примерно в 2,5 раза). Что касаемо типов судов, то внутри страны чаще всего используются накатные, наплавные суда, реже всего – пассажирские и рыбопромысловые, а вне страны наибольшей популярностью пользуются наливные суда, наименьшей – накатные, наливные суда и рыбопромысловые.

В рамках рассмотрения наибольшей доходности от судов, среди них можно выделить наливные и сухогрузные суда, которые напрямую связаны с деятельностью экспортной направленности, что также обуславливает развития инфраструктуры согласно мировым стандартам. Также был детально рассмотрен годовой доход компании «Росморфлот» по структуре различных видов сборов.
Источники
  1. Логистика: Учебник / под ред. В. И. Сергеева – М: Эксмо, 2008. – 944с.
  2. Обзор морского транспорта 2017 / ЮНКТАД, доступ: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2017_ru.pdf
  3. Отчет ФГУП «Росморпорт» за 2017 год. Задачи на 2018-2020 годы / ФГУП «Росморпорт», доступ: http://www.rosmorport.ru/upload/medialibrary/de1/FSUE%20Rosmorport%20report%202017.pdf
  4. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Герами, А. В. Колик. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 438 с.
  5. Федеральная служба государственной статистики, 2014 – 2018, доступ: www.gks.ru
Written by Anna Azhazha
All rights for images and videos belong to their authors.
Пора прокачаться в логистике?
Заполните короткую интерактивную форму
по кнопке ниже и мы поможем подобрать программу

Другие материалы

Читайте также выбранные материалы нашего сообщества. #highlights