Заполните интерактивную форму и мы свяжемся с вами для подбора образовательной программы.
Оставьте свои контакты и мы скоро с вами свяжемся!
Кто вы сейчас?
В каком формате хотите прокачаться?
Вы сейчас где-то учитесь?
Как вас зовут?
Оставьте свой телефон для связи
Оставьте свою почту для связи
Место морского транспорта в логистическом комплексе и цепях поставок: часть 2
Основные проблемы и направления развития морского транспорта, РФ и мировой опыт
Статья
Место морского транспорта в логистическом комплексе и цепях поставок:
часть 2
Морские перевозки – ключевое звено мировой торговли. Морем доставляется более 10 миллиардов тонн контейнеров, твердых и жидких навалочных грузов ежегодно. По этой причине развитие морского транспорта является существенным при осуществлении торговых отношений между странами и ведении мировой экономики в целом.

В данной статье будут рассмотрены основные проблемы и направления развития морского транспорта в Российской Федерации и на мировой арене.
1. Основные проблемы развития морского транспорта в РФ
Согласно стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года можно выделить следующие проблемы:

1. Природно-естественного характера - Климатические условия требуют больших затрат на содержание ледоколов.

2. Материально-технические проблемы:

  • Значительное количество незадействованных мощностей;
  • Нехватка специализированных и высокотехнологичных комплексов, отвечающим мировым стандартам (в особенности угольных, контейнерных, способных обслуживать рыбопромысловые суда, а также отсутствие современных причалов, способных принимать суда с осадкой до 18 метров, с производительностью погрузки до 3500 тонн в час или 150 контейнеров в час на 1 судно).
  • Исчерпание в ряде портов пропускной способности авто- и железнодорожной инфраструктуры на подходах к морским портам;
  • Негативные социально-экономические и экологические последствия из- за роста потерь времени, транспортных издержек и уровня загрязнения окружающей среды;
  • Отсутствие повсеместного применения современных логистических информационных технологий;
  • Малая доля участия морских перевозок в грузообороте связана с высокими затратами в собственных портах по сравнению с зарубежными.

3. Организационно-управленческие:

  • Низкий уровень квалификации специалистов (технологии долгое время находятся в стадии разработки);
  • Долгое оформление большого пакета документов на груз и осуществление перевозки;
  • Устаревшие организационные структуры.

4. Правовые проблемы:


  • отсутствие государственного контроля за некоторыми портами, которые находятся в частной собственности, что приводит к завышению тарифов на перевозку и не привлекает международные компании.

Причины, по которым важно устранить текущие проблемы:

  • Глобализация (присоединение РФ к ВТО, участие страны в международной торговле);
  • Увеличивающаяся конкуренция зарубежных портов, которая влияет на привлечение денежных средств в страну и занимаемую позицию на международной арене.
  • Рост объемов потребления ресурсов, что связано с увеличением потребностей населения;
  • Соблюдение требований по защите окружающей среды, от чего в целом зависит не только качество жизни людей, но и способность на дальнейшее существование всего человечества.
2. Основные направления развития морского транспорта РФ
Основные направления развития также рассмотрим согласно стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года:

1. Увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры;
2. Обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта;
3. Создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов;
4. Совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.

Согласно отчету ФГУП «РОСМОРПОРТ» за 2017 год с задачами на 2018-2020 годы:

1. Обеспечение прохода судов по подходным каналам и кваториям;
2. Ледокольное обеспечение;
3. Системы управления движением судов в порту и на подходах к нему;
4. Инженерно-технические средства обеспечения транспортной безопасности;
5. Навигационно-гидрографическое обеспечение;
6. Обеспечение лоцманской проводки судов;
7. Обеспечение экологической безопасности в порту;
8. Эксплуатация портовых терминалов;
9. Служебно-вспомогательный флот;
10.Учебный флот;
11.Предоставление федерального имущества в аренду;
12.Инвестиционная деятельность;
13.Внедрение информационных технологий;
14.Участие в коммерческих и некоммерческих организациях.
3. Основные проблемы развития морского транспорта. Мировой опыт
Согласно обзору морского транспорта 2017 года, проведенному ЮНКТАД:

1. Нехватка лиц командного состава (до 147 500 чел. к 2025 году);
2. Проблемы трудового характера, связанные с гендерными отличиями;
3. Предложение на осуществление морских перевозок выше спроса;
4. Ограничения использования крупных контейнеровозов на внутрирегиональных направлениях, связанные с инфраструктурой, объемами перевозок и др. факторами;
5. Трудное финансовое положение глобальных операторов контейнерных перевозок в связи с пониженными фрахтовыми ставками;
6. Несбалансированность торговых потоков;
7. Высокие транспортные и страховые расходы для стран, специализирующих на продукции низкой себестоимости и не имеющих значительных возможностей для диверсификации (особенно при ограниченной возможности или ее отсутствию выхода к морю);
8. Растущие угрозы кибербезопасности;
9. Трудности, связанные с практической реализацией проектов государственно- частного партнерства;
10. Проблемы экологического характера.
4. Основные направления развития морского транспорта. Мировой опыт
Согласно обзору морского транспорта 2017 года, проведенному ЮНКТАД:

1. Создание стойкой инфраструктуры;
2. Улучшение условий труда и увеличение доли женского персонала;
3. Использование сжиженного природного газа в качестве топлива;
4. Усиление природоохранной политики;
5. Налаживание взаимодействия между портами и автомобильным и внутренним водным транспортом в целях расширения использования транспортных средств, работающих на сжиженном или сжатом природном газе;
6. Гибкий подход к регулированию каботажных перевозок;
7. Усиление консолидации грузов;
8. Процесс перегруппировки альянсов и создания новых;
9. Уравновешивание спроса и предложения, что приведет к стабилизации фрахтовых ставок;
10.Формирование отлаженных, эффективных и устойчивых систем грузовых перевозок;
11.Оказание помощи странам, не имеющим выхода к морю, по снижению транспортных издержек;
12.Расширение сотрудничества между частным и государственным секторами.

В данной статье были рассмотрены основные проблемы и направления развития морского транспорта, а также выявлены причины, в силу которых осуществление политики развития является необходимым не только в рамках нашей страны, но и всего мира в целом.
Источники
  1. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года / ФГУП «Росморпорт», доступ: http://www.rosmorport.ru/media/File/State-Private_...
  2. Отчет ФГУП «Росморпорт» за 2017 год. Задачи на 2018-2020 годы / ФГУП «Росморпорт», доступ: http://www.rosmorport.ru/upload/medialibrary/de1/F...
  3. Обзор морского транспорта 2017 / ЮНКТАД, доступ: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2017_...
Written by Anna Azhazha
All rights for images and videos belong to their authors.
Пора прокачаться в логистике?
Заполните короткую интерактивную форму
по кнопке ниже и мы поможем подобрать программу

Другие материалы

Читайте также выбранные материалы нашего сообщества. #highlights