Заполните интерактивную форму и мы свяжемся с вами для подбора образовательной программы.
Оставьте свои контакты и мы скоро с вами свяжемся!
Кто вы сейчас?
В каком формате хотите прокачаться?
Вы сейчас где-то учитесь?
Как вас зовут?
Оставьте свой телефон для связи
Оставьте свою почту для связи
Место морского транспорта в логистическом комплексе и цепях поставок: часть 3
Статья
Место морского транспорта в логистическом комплексе и цепях поставок:
часть 3
Морской транспорт, как и некоторые другие виды транспорта, в большинстве случаев при эксплуатации оказывает негативное влияние на окружающую среду. Речь идет не только о вредных выбросах в атмосферу, попадании нефтепродукции и других различных опасных для природы веществ в воду с судов, но и с объектов портовой инфраструктуры и предприятий по судостроительсву и судоремонту.

По всему миру множество экологов, исследователей и людей других всевозможных профессий озабочены текущей экологической ситуацией. Проводится немалое количество исследований и разработок, имеющих цель улучшить нынешнее состояние окружающий среды, ведь отрицательное воздействие оказывается и по сей день со многих сфер деятельности, в которых совершенно точно входит морской вид транспорт.

По вышеуказанным причинам становится ясно, что морские перевозки играют значительную роль в жизнедеятельности людей, поэтому от них не то, чтобы не получится полностью отказаться, а наоборот следует развивать их реализацию при условии следования современным экологическим стандартам.

В данной статье будут рассмотрены виды загрязнений, причины их возникнования, способы их предотвращения и ликвидации последствий от аварий, а также база нормативно-правового регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования.
1. Виды загрязнений
1. Эксплуатационные загрязнения

Прежде всего, стоит отметить, что данный вид загрязнения возникает от работы судов, портов и предприятий по ремонту судов.
Эксплуатационные загрязнения встречаются наиболее часто, так как возникает из-за несущественных протечек топлива и смазочных материалов непосредственно в реки, моря и океаны, а также из-за таких факторов, как:
· Мусор и нечистоты, сбрасываемые с суден;
· Ядовитые противообрастающие покрытия корпуса;
· Вода с остатками грузов (чаще всего нефти), образованная от промывки танков;
· Выбросы в атмосферу;
· Шумовое загрязнение;
· Льяльные, балластные и подсланевые воды.
Самое негативное влияние на окружающую среду оказывает серный газ, который выделяется при сгорании топлива и напрямую попадает в воду.
В связи с перечисленными выше причинами обозначим основные области, которые страдают от отрицательного воздействия данного вида транспорта:
· Морские обитатели (в особенности те организмы, которые играют роль «природных» водных фильтров и пропускают через себя загрязненную воду, например, мидии и устрицы);
· Обитатели планеты в целом (вдыхание газовых выхлопов, употребление загрязненной воды и морских продуктов, безусловно, негативно сказывается на здоровье).
На данный момент используются несколько методов для уменьшения количества газовых выбросов в атмосферу:
  1. Абсорбционный (поглощение газа при помощи абсорбента).
2. Способ окисления горючих углеродистых вредных веществ.
3. Каталитический (превращение вредных газовых примесей в другие вещества при помощи катализатора).
4. Сорбционно-каталитический (очистка при более низких температурах катализа[1]).
[1]«Катализ –ускорение химических реакций под действем малого количества веществ, которые сами в ходе реакции не изменяются» [Энциклопедия Кольера, 2000].

2. Аварийные загрязнения

Этот вид загрязнений возникает при несчастных случаях и катастрофах, связанных погодными условиями, неправильной эксплуатации судов и инфраструктуры (как в пригодном, так и в изношенном состоянии).
В результате аварий в воду попадает:
· Мусор и нечистоты;
· Ядовитые и опасные грузы;
· Топливо и иное сырье, необходимое для работы суден.
Международной организацией «Регистр Ллойда», которая проводит анализы различных бизнес-процессов и продуктов в соответствии с мировыми стандартами, был составлен топ 10 регионов, в которых произошло наибольшее число кораблекрушений.
    Рисунок 1 – «Топ 10 регионов потерь морских грузов», 2015 [Lloyd'sRegister, 2015]
    Согласно вышепредставленным данным регионами с наибольшим количеством аварий являются: Азия (1 место), которая является лидером в доле по осуществлению мировых морских перевозок; Европа (2 место). Как ни странно, но Америка, которая занимает вторую позицию в доле по осуществлению мировых морских перевозок, имеет одно из наименьших потерь судов в период с 2006 по 2015 годы.
    Тем не менее, тенденция аварийных потерь судов имеет убывающую направленность (график был также составлен организацией «Регистр Ллойд»).
      Рисунок 2 - «Тенденция потерь судов в мире», 2015 [Lloyd'sRegister, 2015]
      2. Охрана окружающей среды в портах
      Международная транспортная группа «UniversalCargoLogisticsHolding», специализирующая на перемещении грузов водным и морским видами транспорта, а также оказывающая услуги по строительству судов, выделила несколько основополагающих мероприятий, направленных на обеспечение охраны окружающей среды в портах:
      1. «Рационализация использования ресурсов и способов переработки и утилизации отходов».
      2. «Выработка и соблюдение мер по уменьшению нагрузки на экологическую систему».
      3. «Строительство нового флота в соответствии с современными экологическими стандартами по эксплуатации судов (в том числе потребления топлива)».
      4. «Проведение технического обслуживания очистных сооружений и канализационных насосных станций».
      5. «Мониторинг качества поверхности водных и воздушных пространств; мест, выделенных под отходы; мест для осуществления временного хранения».
      3. Способы уменьшения количества загрязнений от морских судов
      1. Переход на использование экологических видов топлива (природный газ и водород).
      2. Оптимизация процесса эксплуатации при помощи внедрения систем «электронно-управляемого впрыскивания топлива».
      3. Избежание протечек при помощи регулирования топливоподачи и газораспределения.
      4. Наличие оборудования на каждом из судов, контролирующего количество выбросов в атмосферу.
      5. Полный отказ от использования веществ, содержащих азот.
      6. Проведение анализа работы соединений (сальниковых и фланцевых).
      4. Нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования
      Рассмотрим базу нормативно-правового регулирования в России и по всему миру:

      Таблица 1 – База нормативно-правого регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования в РФ и по всему миру
      5. Ликвидация последствий от аварий
      Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктоврегламентируется согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 29.11.2018) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
      Существует несколько способов, помогающих устранить последствия после аварий [Monateka, 2018]:
      1. Термический. (Выжигание разлитых нефтепродуктов – эффективен пока нефть не смешалась с водой).
      2. Физико-химический. (Впитывание нефти диспергентами и сорбентами).
      3. Механический. (Сбор нефть с помощью специального оборудования).
      4. Биологический. (Поедание остатков нефтепродуктов бактериями при определенной температуре воды и необходимой насыщенностью кислородом).
      Также выделим проблемы, которые существуют в нашей стране при возникновении чрезвычайных ситуаций на воде.
      «На данный момент на правовой основе РСЧС Росморречфлота не учтен весь спектр чрезвычайных ситуаций, которые могут происходить на судах, хотя их устранение входит в компетенции Росморречфлота» [Морские вести России, 2015]:
      - «пожары и возгорания»;
      - «выбросы токсичных газов»;
      - «разгерметизация оборудования»;
      - «разливы химических веществ и пищевых грузов»;
      - «россыпь опасных грузов»;
      - «смещение груза, потеря остойчивости»;
      - «затопление судовых помещений»;
      - «посадка на мель, повреждение корпуса и другие».
      Также в качестве примера можно привести план ликвидации аварий на морской ледокольной платформе «Приразломная», которая была построена для разработки месторождения и добычи нефти и принадлежащая компании ООО «Газпромнефть». Данная компания тщательно спланировала всевозможные чрезвычайные ситуации и автоматизировала процессы для их предотвращения (безусловно, при взаимодействии различных транспортных средств).
      Рисунок 3 – План ликвидации аварий на платформе «Приразломная», [www.gazprom-neft.ru]

      На данный момент существует немало проблем, связанных с загрязнением окружающей среды морским транспортом. Тем не менее, существует и разрабатывается немалое количество способов не только по ликвидации последствий от аварий, но и по предотвращению загрязнений в целом.
      Нормативно-правовая база также играет немаловажную роль в снижении негативного воздействия на окружающую среду, посколько регламентирует правила и штрафы за их несоблюдений.
      Источники
      1. Азрилян А. Н., Большой экономический словарь, 1997
      2. В основе – Безопасность (2017) Газпромнефть, доступ: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2017-may/1119655/
      3. Картамышева Е. С. (2018) Судно как источник загрязнения окружающей среды, доступ: https://moluch.ru/archive/211/51586/
      4. Конвенции и соглашения (2015) ООН, доступ: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conv_environment.shtml
      5. Ликвидация аварий на судах: не только разливы нефти (2015) Морские вести России, доступ: http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=57357
      6. Нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования (2018) Официальный портал органов государственной власти еврейской автономной области, доступ: http://www.eao.ru/isp-vlast/upravlenie-prirodnykh-resursov/normativno-pravovoe-regulirovanie-v-oblasti-okhrany-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovaniya/
      7. Охранаокружающейсреды(2017) UniversalCargoLogistics Holding, доступ: https://www.uclholding.ru/ucl-holding/green
      8. Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения (2018) Бизес и закон, доступ: https://businessizakon.ru/razliv-nefteproduktov-posledstviya-i-metody-ustraneniya.html
      9. Решняк В. И. (2015) Регулирование эксплуатационного и аварийного загрязнения окружающей среды на объектах водного транспорта, доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-ekspluatatsionnogo-i-avariynogo-zagryazneniya-okruzhayuschey-sredy-na-obektah-vodnogo-transporta
      10. Энциклопедия Кольера, 2000
      Written by Anna Azhazha
      All rights for images and videos belong to their authors.
      Пора прокачаться в логистике?
      Заполните короткую интерактивную форму
      по кнопке ниже и мы поможем подобрать программу

      Другие материалы

      Читайте также выбранные материалы нашего сообщества. #highlights