Заполните интерактивную форму и мы свяжемся с вами для подбора образовательной программы.
Оставьте свои контакты и мы скоро с вами свяжемся!
Кто вы сейчас?
В каком формате хотите прокачаться?
Вы сейчас где-то учитесь?
Как вас зовут?
Оставьте свой телефон для связи
Оставьте свою почту для связи
Оценка цепи поставок компании при помощи SWOT анализа
Науч-поп
Оценка цепи поставок компании при помощи SWOT анализа
Один из интересных вариантов для использования SWOT – анализ эффективности цепи поставок компании. Его основная цель – оценить, должным ли образом подходит компания к краткосрочным, чувствительным ко времени требованиям доставки, с соответствием долгосрочным целям по издержкам. Так как цель управления цепями поставок – убедиться в своевременности доставки комплектующих, сырья и готовой продукции, вполне целесообразно использовать SWOT для акцента внимания на положительных и отрицательных сторонах в рамках цепи поставок (ЦП) компании.

Большинство компаний делают анализ с одной точки зрения. Анализируют ЦП с фокусом на вкладе собственной компании или же поставщика. Несмотря на это мы будем рассматривать оба подхода и попытаемся их скомбинировать.

Для каждой части SWOT анализа для ЦП мы подведем итоги по типам вопросов и проблем, которые наилучшим образом описывают составляющие компании и её самых больших поставщиков. Этот подход также может быть применён для целой группы поставщиков.

Глобально SWOT анализ должен отвечать на такие вопросы:

  • Максимизирует ли цепь поставок компании её покупательную способность?
  • Должным ли образом компания контролирует издержки и распределяет ресурсы для эффективного использования экономии от масштаба?
  • Распределяет ли ЦП компании риски для устранения влияния задержек и проблем с качеством со стороны поставщика?
  • Наиважнейшее – выстроена ли ЦП вокруг бизнес модели компании, её рынка, бизнес циклов и моделей поведения спроса клиентов?
В видео выше объясняется важность соответствия ЦП и стратегии управления запасами бизнес модели и моделям поведения спроса клиентов.
    SWOT анализ цепи поставок
    Сильные стороны (Strengths)
    Лучшие ЦП выстроены на соответствии практик управления запасами компании её бизнес модели. Цель – убедиться в «обтекаемости» ЦП, отсутствии узких мест, что позволило бы минимизировать влияние задержек. К примеру, в отрасли с высоким, линейным и постоянным потребительским спросом компаниям необходима крайне гибкая ЦП, где несколько поставщиков способны поставлять схожие комплектующие и материалы безотлагательно. Если один поставщик не справляется с требованиями, другой может с легкостью занять его место.

    В данной части анализа необходимо сфокусироваться на внутренних сильных сторонах ЦП компании. Эти сильные стороны могут относиться к ключевым компетенциям поставщика, его готовности к предоставлению предпочтительных условий по оплате, времени оборота заказов по комплектующим и материалам, а также его способности к содержанию запасов в течении более долгих сроков.

    Для вашей компании сильный стороны могут включать в себя покупательную способность, навыки переговоров, способность к своевременной оплате поставщикам, лояльность, объемы (закупаемые вами) и профессионализм, с которым вы управляете всей базой поставщиков. Поставщики хотят «хороших» клиентов, и если вы «безупречный» клиент, тогда это безусловно ваша сильная сторона.
      Слабые стороны (Weaknesses)
      Слабые стороны компании в рамках цепи поставок не так сложно обнаружить. Большинству компаний легко определить проблемные области. Смотря на слабые стороны, убедитесь, что в первую очередь вы обратили внимание на ранее упомянутую проблему соответствия стратегии управления запасами бизнес модели. Большинство слабых сторон связаны с неправильным подходом к ЦП. В остальных случаях преобладание недостатков связано с нехваткой покупательной способности для снижения затрат. Но всё же иногда компании не оптимизируют свои объемы закупок, а вместо этого разделяют потребность на заказы при помощи непригодного планирования.
      Возможности
      (
      Opportunities)
      Подумайте о возможностях, которые могут поспособствовать улучшению ЦП компании. Они могут относиться к новым поставщикам, входящим на рынок, расширению условий кредитования или послаблению существующих кредитных ограничений. Некоторые компаний используют свои дополнительные объемы для нового бизнеса (эффект масштаба) в целях снижения затрат и осуществления новых стратегий. По сути, дополнительные объемы дают возможности для продвижения новых инициатив, снижающих затраты. Здесь следует уделить особое внимание выявлению возможностей для сокращения структуры затрат компании и времени обработки входящих материальных потоков.
      Угрозы
      (
      Threats)
      Часть SWOT анализа про угрозы должна быть сфокусирована на нынешних и будущих угрозах ЦП компании. А данном разделе анализа необходимо сфокусироваться на всевозможных решениях, принимаемых поставщиком, которые могут привести к проблемам с поставкой материалов и комплектующих. Вдобавок угрозы могут исходить от рынка или самой отрасли. К примеру, компании нередко сталкиваются с внезапными проблемами, связанными с платежами и потоком денежных средств из-за экономического спада. Задержки по оплате от клиентов вынуждают компании также откладывать платежи. Это серьёзные угрозы для ЦП. Проактивные компании незамедлительно связываются со своими поставщиками, чтобы обсудить проблему, возникшую перед обоими контрагентами.
      Финальный результат
      P00=0,044Итак, мы составили список всех сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, которые описывают вашу компанию и поставщика с вашими стратегиями управления запасами. Что дальше? Теперь основное внимание надо уделить усилению сильных сторон компании, устранению слабых, использованию возможностей и планированию для адаптации к будущим угрозам. Например, если у вашей компании хорошая платёжная история, вы можете использовать это для обеспечения более высокого кредитного лимита и расширения условий с поставщиками. Если вы увеличили свои складские мощности, можно устранить проблемы, связанные с нехваткой материалов, которые иногда возникают у вашего поставщика, заключив договор по хранению запасов поставщика.
        После того, как компании сделают SWOT анализ для цепи поставок, они могут лучше снижать издержки и оптимизировать подходы для обеспечения своевременной доступности комплектующих и материалов. SWOT не нужно проводить на постоянной основе, но ежеквартальный или полугодовой анализ стоит потраченных времени и усилий. Основная суть заключается в том, чтобы использовать сильные стороны компании в качестве рычага для обеспечения более выгодных условий сотрудничества с поставщиками. Для этого компании необходимо оценить свою цепь поставок с внутренней точки зрения относительно точки зрения своего поставщика. Этот инструмент выявит любые недостатки в вашей цепи поставок и даст стимул для внесения необходимых изменений.
        Источники
        Translated by Elizaveta Kovshina
        All rights for images and videos belong to their authors.
        Пора прокачаться в логистике?
        Заполните короткую интерактивную форму
        по кнопке ниже и мы поможем подобрать программу

        Другие материалы

        Читайте также выбранные материалы нашего сообщества. #highlights